Прежде чем привлекать дорогостоящего топа в лиц руководителя трансформации необходимо определить уровень цифровой зрелости компании. Примерный перечень мероприятий и состояний, по которым можно понять готовность организации к преобразованиям:
- Четкое и понятное видение будущего компании и отрасли в целом.
- Руководство заинтересованно и готово к преобразованию в части интеграции с существующими экосистемами, принятия решений на основе сбора, накопления и анализа данных, акцентированного внимания к кибербезопасности.
- Определены шаги по кратному (в 3-5 раз) повышению производительности труда в среднесрочной перспективе (один год).
- Есть руководитель, отвечающий за политику в части формирования, накопления и анализа данных.
- Реализуется программа снижения себестоимости продукции за счет роботизации производственных процессов, цифрового подхода и алгоритмов машинного обучения.
- Постоянно ведется тестирование новых возможностей и отслеживаются изменения в направлениях каналов сбыта и коммуникаций со смежниками и клиентами.
- Предпринимаются шаги для устойчивости бизнес-процессов от внедрения технологий, регламентов, процедур. Снижается зависимость от отдельных ключевых персоналий.
- Существуют программы обучения цифровым технологиям и подбора ИТ-специалистов.
В разных областях бизнеса какие-то факторы будут иметь большее значение, какие-то меньшее. Перечисленные мероприятия все важны, но похвастаться их реализацией могут немногие, особенно среди представителей отечественного бизнеса. Тут не надо комплексовать, а сосредоточиться на тех направлениях, в которых достигнуты наиболее значимые показатели. Сформулированные пункты готовности заодно помогут определить какими техническими навыками должен обладать CDTO.
Самый важный момент – предвидение изменений и анализ смежных взаимосвязей. Простая, но понятная иллюстрация этого процесса: преобразование бизнеса по поддержке дорожной инфраструктуры при переходе на беспилотное управление коммерческим автотранспортом. Акцент резко изменится с услуг для водителей (питание, отдых, бытовая помощь) на техническое обслуживание. При несложном анализе понятно, что взаимосвязи нужно перестраивать от контрагентов, занимающихся поставкой продуктов или услуг гостиничного бизнеса, к специалистам по настройке и ремонту автопилотов.
Второй по значимости элемент – это уровень кибербезопасности, которому должно уделяться не меньше внимания, чем к физической и организационной безопасности. Аудит состояния этого компонента у большинства компаний выявляет отсутствие проблем, только по той причине, что их деятельность злоумышленникам пока не интересна. Никто не предпринимает активных действий по взлому. В условиях комплексной цифровизации всех основных процессов, недостаточное внимание информационной безопасности неприемлемо. Если цифровые активы компании обеспечивают конкурентное преимущество их надо уметь защищать.
Важно: Классическая автоматизация бизнес-процессов, которая активно внедрялась последние 15-20 лет, к сожалению, не привела к существенному экономическому эффекту. Опыт показывает, что действие становится сложнее, дороже, требует более высокой квалификации исполнителя.
В контексте цифровой трансформации необходимо рассматривать роботизацию технологических и управленческих процессов. Применение технологий искусственного интеллекта и машинного обучения позволяет для выполнения автоматических действий задействовать менее квалифицированный персонал, увеличить производительность труда, снизить себестоимость. В комплексе с правильной методологией, цифровым видением будущего, любая компания способна сделать экономический прорыв и кратно повысить результаты своей деятельности.