Все это конечно можно делать основываясь на субъективных жалобах пользователей - "у меня квакает в трубке" или "звук слишком тихий". Однако, гораздо лучше подойти к этой проблеме "вооруженным" и принимать решения имея в реальные оценки цифры статистики.
Представляем вашему вниманию небольшой обзор анализаторов качества VoIP-каналов и проходящего по ним голоса.
Visualware MySpeed
Это наверно один из самых простых и доступных тестов. На сайте нужно выбрать свой регион, ближайший сервер (для России ближайший в Пакистане) и нажать кнопку старт. Через несколько секунд можно наслаждаться информацией о качестве канала в доступном графическом виде.
![](https://static.tildacdn.com/tild6333-3061-4537-a631-343264613465/myspeed-1.png)
Доступна информация о джиттере, потерях пакетов на канале, а также MOS.
![](https://static.tildacdn.com/tild3634-3835-4261-b537-343065346639/myspeed-2.png)
VQManager
Продукт компании ManageEngine которая изначально специализируется на разработке ПО для анализа и мониторинга. При установке нужно выбрать сетевой порт, трафик которого нужно будет мониторить, в нашем случае программа устанавливалась на сервер 3CX.
Больше ничего наставить не нужно, просто наслаждаемся тем невероятным количеством отчетов. На главной странице есть общее число вызовов с возможность просмотра качества каждого разговора (джиттер, потери пакетов, задержки, MOS и R-factor).
![](https://static.tildacdn.com/tild3039-6331-4436-a463-356363386534/vqmanager.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3266-3638-4664-a166-336565323666/vqmanager-1.png)
Вкладка
Calls позволяет получиться подробную информацию о каждом вызове в отдельности.
![](https://static.tildacdn.com/tild3835-6138-4765-b064-613061316365/vqmanager-2.png)
А также полную схему прохождения SIP-сигнализации и
![](https://static.tildacdn.com/tild3261-6665-4963-a262-313365393539/vqmanager-3.png)
трейсинг звонка.
![](https://static.tildacdn.com/tild6563-3738-4337-a138-343838393834/vqmanager-4.png)
Присутствует общая отчетность, где можно посмотреть статистику за определенный период (около 30 видов отчетов).
При необходимости можно настроить нужные критерии качества вызовов и если конкретный звонок не укладывается в них администратор получает уведомление.
Продукт платный, доступна триальная 30-дневная версия для оценки приложения. Лицензирование происходит по двум схемам, по количеству абонентов, либо по одновременным вызовам. Из существенных минусов - отсутствие локализации.
CommView
Разработчик - компания TamoSoft. Я бы назвал это коммерческим Wireshark, приложения довольно похожи внешне и по принципу отображения информации, однако, у CommView есть некоторая "специализированность" именно для VoIP.
Основная вкладка отображает все активные сессии, при этом даже показывает принадлежность IP-адреса к какой-либо стране. Например, видно что сервер SIPNET (212.53.40.40) отмечен флагом Чехии :)
![](https://static.tildacdn.com/tild6262-3739-4539-a535-623331366364/commview-1.png)
Вкладка VoIP-Потоки RTP жет полную инфомацию о соединениях, плюс к этому анализ качества голоса (параметры MOS и R-factor).
![](https://static.tildacdn.com/tild3462-3735-4938-a237-663362643133/commview-2.png)
Вкладка VoIP-Станции показывает все активные соединения, кстати, выяснилось что у нашего тестового сервера завелся друг-сканер (friendly-scanner), но это скорее всего онлайн сервис для оценки качества канала.
![](https://static.tildacdn.com/tild6332-6336-4462-b839-343031386364/commview-3.png)
Вкладка VoIP-Регистрации, показывает удачные и неудачные запросы на авторизацию.
![](https://static.tildacdn.com/tild3734-3434-4836-b536-356366623162/commview-4.png)
Приложение коммерческое, есть триал-версия на 30 дней. Огромным плюсом является наглядность и простота освоения, после Wireshark просто "глаз отдыхает". Порадовала поддержка русского языка и именно некая приспособленность под VoIP.
Wireshark
Wireshark наверное самый популярный продукт в плане анализа трафика и эта популярность скорее всего обусловлена бесплатностью. Мы уже как-то писали о некоторых приемах использования этого приложения. Но сегодня рассмотрим функционал с точки зрения анализа качества голоса.
Все что нам интересно находится в разделе Telephony. Раздел Telephony-SIP, здесь можно в режиме реального времени отследить вызовы и...
![](https://static.tildacdn.com/tild3137-3834-4261-b933-363034333662/wireshark-1.png)
посмотреть процесс установления вызова в графическом режиме.
![](https://static.tildacdn.com/tild6366-3062-4031-b363-393061393462/wireshark-2.png)
Раздел
Telephony-RTP,отображает голосовые потоки, из полезной статистики присутствуют джиттер и потери пакетов.
![](https://static.tildacdn.com/tild6331-3931-4634-a337-336564306639/wireshark-3.png)
Плюсы - приложение бесплатное, минусы - нет удобных графический представлений и сохранения статистики.
Итого
Можно выделить три номинации:
- Самый быстрый способ анализа - Visualware Myspeed
- Самый наглядный - VQManager
- Самый подробный - VQManager